Как перестать бояться звонить

Каждый раз переживаешь, если предстоит разговор по телефону, а сделать деловой или просто важный звонок страшно? У нас есть советы, как перестать бояться звонить.

Даже удивительно, что в наш продвинутый технологичный век до странного много индивидуумов, сторонящихся телефонного общения. Приехать ради беседы на другой конец города, написать сотню писем мелким почерком, послать белоснежного почтового голубя с ценной информацией - люди готовы терпеть серьезные неудобства, лишь бы не говорить по телефону. Сказать, что такая особенность не способствует продуктивной деловой, да и личной жизни, – ничего не сказать.

Нам помогали:

Людмила Болдырева
Психолог, коуч

Антонина Дударева
Психолог

Мария Разбаш
Психолог, ведущий тренер Центра позитивной психологии А. Свияша

По мнению психологов, причин нелюбви к телефонному общению может быть несколько: страх услышать что-то негативное в свой адрес и столкнуться с банальным хамством; неуверенность в собственной способности четко и ясно формулировать мысли; трудности с умением концентрироваться на деталях и удерживать нить разговора – последнее свойственно людям с синдромом дефицита внимания.

Свой негативный вклад вносит и суженный, по сравнению с другими, информационный канал общения между людьми – по-простому, отсутствие визуального контакта. «При телефонном звонке есть только слова, голос, интонации, но нет других привычных (часто неосознанных, но от этого не менее необходимых человеку) источников информации, – говорит психолог Антонина Дударева. – Главный из них – визуальный: мы не можем увидеть реакцию, не можем использовать зрительный контакт, мимику и пантомимику ни свою, ни собеседника, поэтому нервничаем».

Что делать: Для начала задай себе пару вопросов: «Чего я боюсь, когда мне нужно набрать номер?» и «Что полезного в таких звонках?». Ответы должны помочь нейтрализовать страх. Опасаешься, что тебе нахамят? Ну и что, если человека на том конце провода ты ни разу не видела и вряд ли когда-либо встретишь? Что страшного произойдет, если ты позвонишь клиенту или партнеру с предложением, но выслушаешь отказ? Правильно – ну настроение немножко испортится, и все. Подумай не только о себе, но и об окружающих: а вдруг информация, которую ты хочешь донести, – именно то, что им сейчас нужно? А ты медлишь!

Второй этап – придется справиться с волнением. Чтобы не нервничать и не запинаться во время важного, например делового, звонка, подготовься к нему заранее.

  1. Напиши текст беседы. Начни с приветствия, перечисли все вопросы, которые необходимо задать, и моменты, которые нужно уточнить, и закончи словами прощания.
  2. Придумай несколько фраз-выручалок – с помощью них ты будешь тянуть время, если понадобится ответить на неожиданный вопрос.
  3. Отрепетируй спич пару раз, отключи все посторонние мысли и набирай номер. Когда на том конце провода ответят «алло», отступать уже будет некуда.

В качестве дополнительной поддержки можно привлечь диктофон: запиши на него предстоящий разговор, прослушай несколько раз, при необходимости скорректируй речь и, убедившись, что ты ясно излагаешь свои мысли, набирай номер. Да, и не забудь визуализировать образ человека, находящегося на том конце провода, – это станет подспорьем в преодолении страха.

«Универсальный рецепт в такой ситуации: брать и делать, – считает психолог Антонина Дударева. – И чем чаще ты будешь практиковать телефонные разговоры, тем легче они тебе будут даваться. Увидела афишу с названием концерта – набери указанный на ней номер и узнай всю информацию о мероприятии, даже если тебе не очень-то интересно. Нужно что-то купить – обзвони несколько магазинов и сравни условия. В общем, ищи варианты «безопасной» практики для преодоления страха телефонных разговоров». И сама не заметишь, как деловой звонок станет средством решения твоих проблем, а не создания оных.

Комментарии

Полностью согласна насчет практики. Когда я искала работу и обзванивала организации после пересылки им своего резюме, то поначалу было страшновато, признаюсь. А потом после несколько звонков становишься более уверенной, голос более спокойный и внятный. Я бы даже сказала, всё идет на автомате и даже в какой-то степени входишь в некий раш, пусть даже и ответ на том конце провода будет не тот, который ты ожидала услышать. А вообще я знала людей, которые до ужаса боялись позвонить по телефону по рабочим вопросам и даже просили сделать это кого-то другого за них. Даже не по причине того, что они боятся получить какой-то негатив в ответ, а просто боятся людей и общения с ними в принципе, неважно по телефону, вживую или по почте. Тут уже сложнее, конечно.
Среди плюсов в общении по телефону, а не письменно хотелось бы отметить экономию времени (если только тебе не надо письменного подтверждения какой-либо информации). Ведь пока ты напишешь письмо, потом его прочитают, напишут ответ. На всё это уходит время. Куда более эффективнее сразу уложиться в один небольшой телефонный разговор.

Я тоже не люблю говорить с начальством по телефону. Мне кажется я не смогу доказать свою точку зрения или мне зададут вопросы на которые я не смогу ответить.

Ну, даже не знаю.. по моему, сейчас люди настолько привыкли к телефонам, скайпам, социальным сетям, что наверное актуальние было бы написать статью на тему "чем живое общение лучше виртуального или телефонного" или что-то в этом роде. Но, даже если боязнь звонить все таки есть то эта статья вам поможет. По моему отличные советы, особенно о практике. В теории как не рассматривай, все ровно проблематично представить ответ человек, а развить свою коммуникабельность поможет только живые ситуации и в этом нет ничего такого, ведь в жизни нужно всему учится) чему-то дольше, а чему-то меньше))

Показать ещё