Эмоциональное развитие

Равнодушие - бич XXI века. Почему люди сегодня становятся закрытыми и бесчувственными, а эмоции стараются скрывать или не выражать открыто? Обо всем этом, а также о том, чем такое поведение опасно и как пробудить эмоции, в нашей статье.

Если бы существовал прибор, фиксирующий частоту произнесения слов, среди лидеров наверняка оказались бы «мне все равно», «плевать», «не важно». Плюс «не заморачивайся», «выброси из головы» и «забей». Если тебя обидели, или тот парень с челкой не перезвонил, или вообще одиноко и в целом погано на душе – они всегда выручают. И ты отметаешь разное, неважное, «фигню»; закрываешь все щели в душе, задраиваешь броню, натягиваешь капюшон и «как-то так» живешь, смотришь сериалы, киваешь кому надо, ходишь на работу.

Хорошо быть закрытой. Неуязвимой, как Лара Крофт. Смотреть с высоты своей непробиваемости. Представлять себя сильной. Тургеневские барышни с мокрыми платочками не в почете. Они хнычут, они ранимы. А мы-то живем в мобильное время, в эпоху интернета и дизайнерских чехлов для телефона. Эмоции неэргономичны и совершенно не вписываются в современные реалии. Для чего они сейчас? Нажать кнопку «перепоста» под слезливым рассказом про щенячий приют, пожертвовать сто рублей кому-то на койке в проводочках, чья фотография третий день мелькает в соцсетях. Даже ярость принято выражать тихо, давя пальцами червяков в айпаде. Ну не тарелками же бросаться, право слово.

Мы стали красивые и пластиковые; отринули все вылезающее за контуры. Маска-улыбка нам заменила любопытное выражение лица, вместо естественных порывов мы демонстрируем на первом свидании набор правил из сборника НЛП. Самое главное там такое: «Не показывать мужчине истинных чувств». Это же страшный позор – а вдруг он догадается, что ты хочешь замуж. Еще страшнее – показать, что тебе сегодня уныло. Нет, правильная девушка, в правильной обуви, с правильными ягодицами, должна быть «на позитиве». А то вдруг в тебе заподозрят не Лару Крофт, а ту, с кружевным платочком, тургеневскую.

Проблема из детства

Откуда в нас боязнь показать себя настоящей – без эмоционального макияжа, без этих уловок? Канадский психотерапевт Гордон Ньюфельд замечает, что такое защитное поведение в первую очередь свойственно подросткам. Когда говорят об инфантильности, чаще всего имеют в виду легкое отношение к жизни и привычку проводить время за компьютером. Однако с детством нас роднит еще кое-что. Например, эмоциональная незрелость, пубертатная боязнь чувств, привычка бросать «мне по фигу» в ответ на любое раздражение.

Почему так происходит с подростками, Ньюфельд объяснил в своей книге. Человеку необходима крепкая эмоциональная привязанность, надежно работающая, нерушимая, как бронзовый памятник Ленину. Когда родители отдаляются от своих детей, а дети тоже, в свою очередь, игнорируют родителей, компасной стрелкой начинают выступать сверстники, такие диковатые ребята, которые сегодня с тобой идут в кино, завтра тебя высмеивают, а послезавтра дружат с кем-то более модным. В отношениях ровесников нет обязательств, на которые можно положиться, нет безопасной гавани, нет ощущения, что тебя хорошо знают и понимают.

В такой среде самым естественным самочувствием становится самокопание, напряжение, опасение получить ранение, несовместимое с жизнью. Поневоле приходится обрастать ледком и репетировать невозмутимое выражение лица. По Ньюфельду, кстати, выходит, что многие из нас, даже спустя годы, так и остаются подростками, боящимися принять свою чувствительность, забетонированными в довольно примитивном коридоре эмоций. Но психологическая зрелость – это в том числе и способность принять свою ранимость, иногда говорить «да, мне больно», «да, я уязвима» и не выглядеть при этом как эмо.

Комментарии

Свои эмоции можно направить в очень полезную струю. Например, творчество. Все артисты, художники, композиторы, писатели, поэты, дизайнеры постоянно переживают какую-то бурю чувств. И даже мельчайшая деталь, которая для других, может быть абсолютно обыденной, для них может послужить толчком для создания чего-то нового. Да и вообще выражение своих чувств таким способом может быть очень интересным и увлекательным. Возможно, что кто-то и не знал, что в нём скрыто такое))

История про застрелившую себя женщину, конечно, жуткая. Она видимо была чересчур скрытной в своих чувствах и не решалась рассказать своему мужу, детям о своей мечте, о том, что она действительно хочет. А хотела она не так уж и много. И муж, дети в этом случае вполне могли бы её понять, раз написано, что они замечательные. Возможно, что если бы она поговорила и хотя бы разок прогулялась по Мичиган-авеню в широкополой шляпе с беззаботным выражением лица, то она бы хоть как-то удовлетворила своё желание, разбавила свои будни чем-то приятным для ней и ей стало бы заметно лучше. А такого печального конца истории не случилось бы. Но это, конечно, крайность. Женщины, на мой взгляд, долго не могут держать в себе и выскажут всё хотя бы подруге.

Помню, как одно время были популярны так называемые эмо:)). Поголовно все ходили с черной отрощенной челкой, сумкой-почтальоном, одежде в черно-розовой гамме, слушали определенную музыку (кстати, кое-что из неё было вполне приличное, на мой взгляд) и делали очень прискорбное выражение лица. Именно делали, т.к. большинство просто отдавали дань молодежной моде, а не выражали свои истинные чувства.
Наверное, маленький ребёнок является существом, проявляющим практически всегда то, что он действительно чувствует. Будь то плач, крик, определенное высказывание, после которого иногда родители встают в ступор и задумываются, рисунок, который о многом скажет, драка в конце концов. Почему-то дети не боятся этого проявлять. Возможно, что они еще не поняли, что это за мир и некоторую его жестокость. Или просто не знают, как еще донести до остальных, что он чувствует. В подростковом возрасте уже идет немного другая стадия и здесь наоборот, свои эмоции стараются запрятать поглубже и подальше. Главное, чтобы эта подростковая особенность не затянулась и во вполне взрослую жизнь.

Показать ещё