Правила критики на работе

Все любят критиковать, но никому не нравится выслушивать критику в свой адрес. Мы нашли способ, как делать и то и другое, не испортив отношения на работе – с начальником и другими коллегами.

Почему мы так болезненно реагируем на критику, хотя в душе понимаем, что она полезна для профессионального и личностного развития? А потому, что бьет она, как правило, по самому нежному – нашей самооценке. Плюс критиканы не всегда высказывают свои соображения корректно, плюс иногда вообще лезут не в свое дело – и вот, вместо того чтобы прислушиваться к сказанному и делать выводы, ты яростно защищаешь святое – себя.

«Адекватной можно назвать лишь ту критику, цель которой – помочь другому, а не наказать за что-то. Она не бьет по самооценке человека, а напротив, укрепляет его веру в себя. В ней есть конкретные факты и предложения по исправлению ситуации, а не просто эмоциональные всплески вроде «На тебя ни в чем нельзя положиться!» – объясняет психолог Дарья Стасевич. Думаешь, тебе никогда не постичь искусство говорить: «Ты прекрасный рассказчик, но…» вместо «Слушать твои байки невыносимо»? Полагаешь, слезы – лучший способ заставить шефа перестать рвать твой диплом? Значит, тебе пора учиться искусству критиковать конструктивно и реагировать на замечания с достоинством.

Если критикуют тебя

Дыхание перехватывает, кровь приливает к лицу (или, наоборот, отливает), сердце колотится почем зря – именно так чувствует себя человек, когда критика застает врасплох. В эти минуты особенно хочется остроумно парировать, отбрыкаться от несправедливых обвинений и вообще выйти из комнаты с гордо поднятой головой. Но получается только тихо мямлить и потеть. Пока критики не обнаружили, что ты читаешь журнал в рабочее время, внимай нашим советам, и скоро чьи-то нелестные слова перестанут тебя трогать.

Прежде чем отвечать на колкие замечания в свой адрес, сделай небольшую паузу, дабы выиграть время и справиться с нахлынувшими чувствами. Тут тебя выручат уточняющие вопросы – они позволят прояснить ситуацию и собраться с мыслями. В первую очередь узнай, в чем именно тебя обвиняют. Например, на заявление: «Вы безответственный работник!» можешь спросить: «В чем и как это проявляется?»

Как только поймешь суть предъявляемых претензий, воспользуйся приемом «внешнее согласие», воспетым психологом и автором методики противостояния манипулированию Еленой Сидоренко. Смысл его таков: нужно найти в критическом высказывании что-то, с чем можно, пусть и скрепя сердце, согласиться. Например, ты опоздала на совещание, и руководитель уже орет: «Вы никогда ничего не делаете вовремя!» Обидно? Еще как, ведь ты задержалась всего второй раз за пять лет безупречной службы. Признай реальный факт, но сразу же уточни, что вообще тебе подобное не свойственно: «Извините, я действительно опоздала. Но обычно я прихожу вовремя». Таким образом ты возьмешь на себя ответственность только за конкретный случай, но не согласишься с основным утверждением.

«Я всегда с удовольствием наблюдаю, как один из наших известных политиков умело отвечает на каверзные вопросы, в большинстве которых содержится критика происходящего. Он делает комплимент собеседнику и вопросу, а затем обсуждает проблему, в чем-то соглашаясь с оппонентом. Это снимает напряжение и помогает избежать потери времени и словесных баталий», – говорит Дарья Стасевич. Ты не оправдываешься, не нападаешь в ответ, и это обезоруживает. Не находишь решительно ничего, с чем можно было бы согласиться? Скажи: «Я подумаю над вашими словами, спасибо». Подобные вежливые реверансы вовсе не обязывают тебя тут же сделать все так, как тебе наказали, зато оппонент наверняка запомнит, что ты была мила.

Перед тем как покинуть поле битвы, поинтересуйся у критика, что он может тебе порекомендовать. Тем самым ты приучишь окружающих отвечать за свои слова и давать действительно полезные для тебя советы. Если получишь такой – поблагодари и порадуйся, что день прожит не зря.

СОВЕТ: если ты выслушиваешь критические замечания не только от коллег, но и от своего мужчины, наш психолог рассказывает, как на них реагировать. Читай ответ на вопрос «Критика бойфренда: воспринимать ли всерьез?».

Критика как защита

Ты мнишь себя перфекционисткой и просто физически не можешь удержаться от язвительных комментариев, когда видишь несовершенства мира? «Склонность к постоянной критике может сигнализировать о недовольстве собой и своей жизнью. Обычно крайне сложно признать и принять собственные недостатки или негативные эмоции – гораздо легче приписать их окружающим, обвинив в том, в чем неосознанно боишься обвинить саму себя. Это они, а не ты, плохие и злые. Если тебя упрекают в критиканстве, есть повод задуматься о том, что происходит в твоей жизни», – резюмирует психолог Дарья Стасевич.

Комментарии

А если меня похвалит руководитель, то я просто горы сверну. Вот очень я люблю когда мою работу оценивают по достоинству. Критику коллег я не воспринимаю. Нет таких людей мнение , которых для меня важно, они сами до меня еще не доросли.)

На какой бы работе я не работала,до сих пор мне попадались только женщины-руководители. И на фоне своего опыта я уже начинаю побаиваться,когда узнаю,что директор - тётенька.
Так вот одной из моих начальниц была такая тётка-пенсионерка,которая была высокого мнения о себе и считала своих подчинённых животными. Её критика больше напоминала брань уличной хабалки, с оскорблениями,с нецензурной лексикой порой. И вот однажды одно моё долго и тщательно планируемое мероприятие не принесло должного результата,моей вины не было,скорее это связано было с приоритетами современного общества. В общем получила я словесную грязную оплеуху,после которой просто эмоционально не выдержала и написала заявление об уходе. И оно было подписано со словами: "ну иди и обнимай диван". Где-то через пару месяцев я зашла туда,поскольку там осталась работать моя хорошая знакомая. После чего эта начальница сказала этой моей знакомой и коллеге,чтобы я приходила на работу,но сама её об этом попросила. Работа мне эта нравилась и другой на тот момент я не нашла,но умолять меня взять снова я не собиралась,поскольку понимала,что она хочет,чтобы я поунижалась перед ней. Просто пришла и сказала о том,что знаю,что вакансия свободна и предложила свою.Вернулась.
Но всё же потом потеряла эту работу,будучи в декрете,опять-таки из-за неё. Меня хотели сократить,но я была беременна, и поэтому подписали договор,который закончился,когда дочке исполнилось полтора года.

Адекватной можно назвать лишь ту критику, цель которой – помочь другому, а не наказать за что-то
Я вообще не воспринимаю критику ))) мне лучше пряником ))